|
Татарское кладбище у БабиноХвостенко мне говорил также, что на его памяти было еще около Бабиной татарское кладбище, надгробные памятники которого долго служили материалами для разных построек. |
Рассказы Кузьмы Хвостенко о способах закрепощения крестьян в ТаврииВ деревне Бабиной живет чрезвычайно интересный старик Кузьма Хвостенко, которому, по его словам, более 90 лет, и действительно события, каких он был очевидцем, подтверждают его преклонный возраст. Впрочем Кузьма еще бодр, ходит довольно прямо, хотя, как признается, не может уже пройти версты без того, чтобы не присесть для отдыха. Как все глубокие старики, Кузьма очень богомолен, часто посещает Рогачик (в одном этом селе есть только церковь), смотря на жизнь с тем убеждением, что не сегодня-завтра должен ее покинуть. Зная это убеждение и искреннюю религиозность старика, я с тем большим вниманием прислушивался к его рассказам, уверенный в совершенной правдивости сообщенных им фактов. По малорусскому обычаю, сперва он отделывался лаконическими ответами, дышавшими недоверчивостью; но впоследствии мне удалось заслужить расположение Кузьмы знанием языка, нравов и обычаев, знанием по истории того, чему он был свидетелем, а главное простотою в обращении с простым людом, что, конечно, передано было ему моими хозяевами. Хвостенко сделался разговорчив, и его рассказы были для меня весьма любопытны. Жалею, что нельзя передать бесед этих целиком, так как они выливались по-малорусски, все равно – придется прилагать перевод; а у старика слова необыкновенно своеобразны и нередко попадаются энергические народные выражения. Хвостенко с отцом жил в Капуловке, которая тотчас по уничтожении Сечи как из земли выросла, и даже добре было сперва жить, но после паны начали притеснять народ. Тогда еще по краю много «вешталось» Запорожцев, кто существовал «из копейки», т. е. из припасенных денег, кто сидел, по старому, зимовником, а кто просто живился на счет ближнего. Но разбой или грабеж последних сечевиков нельзя было подвести под уровень обыкновенных разбоев, потому что в нем таились начала особого направления. Подобный лугарь не жил собственно для приобретения денег каким бы то ни было образом, но грабил с разбором, преимущественно богатых да евреев, а бедным уделял непременно, смотря по возможности. Это были особого рода коммунисты, остававшиеся верными своему принципу до последних минуть своего существования. Воспитанный на преданиях матери –Сечи, первым законом которой была ненависть к жиду и ляху, лугарь, при встрече с этими национальностями, не задумавшись нападал на них, убивал без пощады и обдирал до нитки, позволяя себе и жестокость и дикие издевки и все, чти могло только придти в голову необузданному и зверскому самоуправству. Купца из русских грабил просто, действуя угрозами, и в крайних только случаях, при сопротивлении употребляя оружие. С более же простыми дорожными он бывал снисходителен: возьмет хлеба или других съестных припасов, у чумаков наберет рыбы, соли, потребует немного денёг и разопьет баклагу водки. Кузьма Хвостенко был уже «погоничем» (>Погонич – собственно погоняльщик волов у плуга. Если кто говорит: «я уже був погоничем», этим определяют возраст от 9 до 12 или 13 лет), когда отец его задумал переселиться из помещичьего села на вольные земли и отправился в Каменку, описанную в начале этой статьи. Дело было осенью (вероятно опосле Юрьева дня, когда крестьяне могли оставлять владельцев). В Каменке старику не посчастливилось. Приближалась зима, крова для семьи никакого не было, и отец Хвостенка, прослышав, что в Ушкалке стояла пустая землянка, решился оставить там семейство, а сам собрался удариться на разведки ниже, в Казачьи Лагери. Действительно в Ушкалке нашлась хорошая землянка, оставленная каким то крестьянином, перешедшим на вольные земли, где старый Хвостенко, оставив жену и детей, поехал в Казачьи Лагери записаться в тамошнее общество. Последнее обстоятельство не представляло никаких затруднений, и счастливый отец семейства радостно спешил к своим в Ушкалку, где ожидала его, однако ж, не весьма утешительная доля. Экономия князя Вяземского арестовала всю его «худобу» (собственно имение, но иногда скот, и именно в этом случае, надо принять последнее значение). Экономия держала худобу Хвостенка «около шести лет» под присмотром, «чтоб он привык и остался в Ушкалке». Мера действительно достигшая своей цели. «От тобі и перейшлы на вольні землі?» – выразился Кузьма, ударив руками о полы своего кожуха. Интересен рассказ его, каким образом укрепляли помещики крестьян, поселившихся на их землях под известными условиями, основанными на взаимном договоре. И теперь крестьяне не знают никаких правительственных распоряжений, а в ту отдаленную эпоху и подавно никому не было известно о готовившейся отмене вольного перехода. На Таврическом берегу, где помещики успели занять себе огромные пространства в лучших местах при воде, селились и беглые крестьяне, и военные дезертиры, и малорусские казаки, выходившие по бедности и тесноте прежних селищ, и, наконец, мелкопоместные дворяне, которые, продав свои именьица в Малороссии, шли в степи разводить скот и заниматься земледелием за самую небольшую плату местным владельцам. Вероятно, по стачке с уездными властями, и узнав заблаговременно о ревизии, помещики хитро приступили к делу. Сзывать людей посемейно и записывать их в ревизию – казалось им неблагоразумным по весьма простой причине, что крестьяне, смекнув, могли бы разойтись кто куда попало, а потому помещики записывали семейства, расспрашивая в соседних избах. Ревизские сказки отправлены по назначению, народ ничего не знал, как вдруг приходит известие, что где кто поселился, там должен и оставаться и, кроме того, работать барщину. Крестьяне всполошились, не послушались, но как наш народ уважает законность, то, считая новый порядок притеснением помещиков, отправили депутатов в алешковский суд искать защиты. В Алешках приказали выборным возвратиться в дома и ожидать суд, который имел выехать. Между тем паны настоятельно требовали работы и начали уже обращаться с людьми не по-прежнему. Наконец приехал суд; но в сопровождении Донов (донских казаков), которые не успели расседлать коней, как пошли сгонять народ и заперли в кошары. Кругом поставили караул, а остальные Доны бросились в плавни резать лозу. Суд между тем в помещичьем доме гулял с песнями, пляской, и бутылки летали за окошки. На утро судовые паны вышли к народу и старший велел стать всем по сословиям. Так все и стали: дворяне к дворянам, гетьманцы к гетьманцам и т. д. Опять таки старший пан отозвался к кружку дворян: – Вы дворяне? – Дворяне. – Вы знали, что пишется ревизия; отчего не подавали прошения на вольные земли? – Мы не знали. – Хорошо. Слушайтесь же теперь пана и работайте ему панщину. – Мы сами дворяне и не будем работать помещику. – Вы не дворяне, а крестьяне. Так не хотите слушаться? – Нельзя, мы сами дворяне. – Гей, Доны! Являлись Донцы, клали дворян и секли их без милосердия. Который покорялся, того отпускали, а который не покорялся, того секли жестоко, отливая водою. Дошла очередь до малорусских казаков. – Вы казаки? – Казаки. – Вы знали, что пишется ревизия, отчего не подавали прошения на вольные земли? – Мы ничего не слышали, нам пан не сказывал, а записывал нас обманом. – Вот я вам дам обмана. Теперь вы крепостные, слушайтесь пана и работайте ему панщину. – Мы люди вольные, царицины, а пану работать не хотим. Однако же как задали им «секуцию», они покорились. Беглые крестьяне и дезертиры, видя, что «непереливки» (> дело плохо), согласились. Беглых крестьян и старых солдат оставили, а молодых солдат попроводили в Алешки. – Таким то побытом вольные люди сделались панскими! – заключил Кузма. И вот мне довелось слышать, что милосердый царь опять дарует нам волю. Я, может быть, и не дождусь, детей у меня нет, так хоть дети детей «покоштуют», что такое воля на свете. – Правда, дедушка, вы будете свободны. Но мне кажется, у барона хорошо и крепостным. – О, поддержи его Бог на свете; пан, каких не найдешь, что и говорить… А воля!… И старик покачал головою. Так вот как прививалось в Таврии и, вероятно, во многих местах Новороссии, крепостное право, за которое сильно ратовали многочисленные поклонники старины и даже некоторые из них не стыдились провозглашать печатно, что «крестьяне – ближайшая их семья, божескими и человеческими законами вверенная их попечение». Крепостное право конечно пало безвозвратно, разные ухищрения иных представителей привилегированного сословия не приведут к желанной цели – уничтожить рабство на бумаге, а на деле оставить ту же барщину и ту же личную зависимость; но любопытно и для будущего сохранить память о том, какими средствами деды наши приобретали себе крестьян в конце XVIII столетия. О фактах, подобных описанному, доводилось мне слышать в разное время, но более как о предположениях, основанных на теории вероятностей, или как о предании, исказившем уже некоторым образом событие; но когда рассказал мне это очевидец и такой разумный, славный старик как Кузьма Хвостенко, – я твердо убежден, что во многих местах дело происходило подобным образом. |
Бывший монастырь и имения барона Штиглица (Карайдубин, Ушкалка, Бабино, Рогачик)Но пора в дорогу. За селением на Мамайсурке стоял монастырь, от которого остались едва заметные следы; но он не уничтожен, а только переведен ниже к Алешкам. Вид отсюда превосходный. Здесь плавни принимают необыкновенно широкие размеры, я полагаю ее менее двадцати верст, и под группами тенистых деревьев, перерезанных протоками, взор различаете на противоположном берегу Покровское и Капуловку – два места, памятные в истории Запорожья и описанным мною в Морском Сборнике 1858. Следуя по берегу над Конкой и миновав Знаменскую межу, вы вступаете на земли барона Штиглица, которому принадлежать четыре деревни сряду: Карайдубин, Ушкалка, Бабино и Рогачик. Последняя эта деревня называется Панский Рогачик, для различая с огромным казенным селом того же имени, расположенным в степи на чумацкой дороге. Четыре эти деревни не отличаются одна от другой ничем особенным и потому во избежание повторений, я скажу о них вообще, что удалось мне заметить во время путешествия. Я уже прежде, при описании правого берега, говорил довольно подробно о состоянии крестьян барона Штиглица, и здесь придется сказать тоже самое, а именно, что нет ничего утешительнее, как жить в деревнях этого помещика, где на людей всегда смотрели и смотрят как на людей, и где души уважаются как человеческая христианские души. Живут они вообще хорошо, может быть даже лучше иных казенных, в особенности тех, на чью долю выпадают не слишком чистые личности окружных начальников. Пролетариев, кажется, нет, ибо у барона Штиглица человеку, обедневшему по какому-нибудь несчастному случаю, оказывается помощь разными способами. У барона главное внимание обращено на овцеводство, хотя и хлебопашество в довольно большом размере. Некоторые из жителей, следуя примеру знаменцев, начали разводить виноград, который растет успешно и обещает новый источник доходов. Днепр подходит здесь близко к Бабиной и Ушкалке; кроме того, течет Конка, соединяясь с Рогачицким лиманом и, кроме того, в плавне множество озер и протоков. Рыбы много, и хотя экономия отдает главные места, однако жители могут ловить для своего потребления, чем они и пользуются, имея для всех постов необходимое подспорье. Против Карайдубина лежит остров того же названия, принадлежащей Никополю, где устроен очень хороший рыбный завод, содержимый на откупу никопольским купцом Захарченком. |
Глава I. Пароходство. Хлебная торговля. Грушевка. Ново-Воронцовка. Гирла. Леонтьевка. Гавриловка. Плавни. Кочкаровка. Дороговизна припасов. Глава II. Каменка. Запорожское кладбище. Разговор с туземцем. Блажкова. Замечательные курганы. Бизюков монастырь. Змеи. Шведская колония. Нравы и обычаи. Ново-Бериславская еврейская колония. Быт евреев-земледельцев. Глава III. Берислав. Положение его. Замечательная церковь. Торговля. Переправа. Чумаки. Паромщики. Старики. Село Казачье. Еврейская колония Львова. Колонисты. Тягинка. Древнее городище. Аврашки. Глава IV. Херсон. Построение города. Неверность описаний. Бульвар. Торговля. Лесные дворы. Пристань. Хлебные торговцы. Судоходство и судостроение. Евреи. Караимы. Базар. Крепость. Сад. Училище мореплавания. Памятник Говарду. Могила Говарда. Сторож. Библиотека. Оригинальный способ освещения. Глава V. Мало-Знаменка. Экс-становой. Древности. Знаменка. Мамайсурка. Нравы и обычаи. Старообрядцы. Виноделие. Масляница. Крестьянин Голубов и его процесс. Имение Штиглица. Старик Хвостенко и его рассказы. Большая Ляпатиха. Панские Каиры. Заводовка. Горностаевка. Каиры. Софиевка. Старик. Каховка. Ярмарка. Корсунский монастырь. Казачьи Лагери. Глава VI. Алешки. Исторические воспоминания. Сечь. Перевозчики. Водный путь в Херсон. Судоходство. Вольные матросы. Арбузы. Хутора. Интересная личность. Голая Пристань. Целительное озеро. Гирла. Поездка в гирлах. Збурьевка. Дубовые рощи. Рыбальчая. Рыболовство. Прогнои. Соляной промысел. Покровка. Быт жителей. Кинбурн. Интересная встреча. Касперовка. Станиславов. Очаков. Глава I Пароходство. Хлебная торговля. Грушевка. Ново-Воронцовка. Гирла. Леонтьевка. Гавриловка. Плавни. Кочкаровка. Дороговизна припасов. Пароходство и хлебная торговля Есть какая-то неодолимая вера, что судоходство по низовьям Днепра примет большие размеры, когда, с окончанием московско-феодосийской железной дороги, огромное движение по этому пути вызовет усиленную деятельность Общества пароходства и торговли, и, может быть, подаст повод последнему осуществить наконец второе свое назначение. Уже в настоящем (1858) году, недавно буксирные компанейские пароходы прорывались до Александровска, хотя за совершенным отсутствием у нас гласности в делах этого рода, никто из посторонних не знает ничего об успешности этих рейсов. Кому знаком Днепр не понаслышке и не по единственной карте (Ш. К. Родионова, Было бы несправедливо думать, что пароходная компания заботится только о плавании пароходов и преимущественно по тем линиям, где платится значительная помильная плата; мы не имеем никакого права осуждать ее за медленное развитее дела, по кратковременности ее существования; но нельзя не согласиться, что полезнее было бы, по крайней мере для Новороссии, поскорее озаботиться привести в соприкосновение с рынками наши обширные хлебородные местности, лишенные сообщения, нежели распространять плавание в южную Францию. Впрочем, при огромных средствах компании, независимо от заграничного плавания, мне кажется, нетрудно было бы основательно заняться Днепром и Днестром – этими важнейшими артериями Черного моря, Если бы компания не получала помильных денег, плавание в Марсель не представляло бы таких выгод как плавание в Херсон без всякой помильной платы. В мае месяце, проживая в Херсоне для изучения торговой и промышленной деятельности этого города, я всегда удивлялся, отчего компанейский пароход приходил один только раз в неделю, в то время как два частные находили и полный груз и множество пассажиров, совершая рейсы со всевозможной поспешностью. Вредит себе также компания, не предавая гласности некоторых, конечно неприятных происшествий, но которые, переходя от одного к другому, могут принимать обширные размеры. Так, например, в дальних губерниях носятся слухи, что один компанейский пароход был потоплен другим, между тем как в действительности произошло только столкновение пароходов. Слова нет, что как-то неловко объявлять, что среди бела дня в Лимане, имеющем достаточную ширину, столкнулись пароходы, управляемые флотскими офицерами (> Командир одного из этих пароходов сменен с этой должности, как виновный в столкновении), но сделанного не воротишь, а печатная правда прекратила бы многие несправедливые толки. Столкновение это не подлежит сомнению, тем более, что на одном из пароходов находился новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, который с прочими пассажирами был свидетелем и счастливо избежал последствий этого непростительного столкновения. Положим, компания может быть нашла бы средство оправдать своих пароходных командиров, но публика, по крайней мере была бы уверена, особенно после статьи г. Новосельского в Одесском Вестнике (№ 24), что действия пароходного общества не боятся гласности. А теперь местные жители, и наконец пассажиры пароходов «Русалка» и «Николаев», имеют полное право думать, что компания дозволяет себе нецеремонно обходиться с публикой. Отчего же обнародуются несчастные случаи на железных дорогах? Но возвратимся к хлебной торговле. Устройством магазинов на некоторых пристанях, – а магазины эти, как частные здания, не могут обойтись дорого, – компания положила бы прочное основание торговле хлебом, парализировав произвол спекуляторов и доставив верный постоянный сбыт производителям, которые тотчас оценили бы подобное учреждение и возымели бы к нему полное доверие. Надобно только видеть притеснения, которыми подвергаются земледельцы от евреев при ссыпке хлеба, надобно сообразить крой теряют проценте простодушные крестьяне, зная всю безнаказанность проделок торговца, и станет очень ясно, что добросовестный прием хлеба в магазины привлечение производителей даже за лишний десяток верст. Наконец сами мелкие спекуляторы, скупающие хлеб по деревням, охотно привезут товар свои в компанейское заведете, если бы уплата производилась немедленно; потому что мелкий спекулятор рассчитывает не на большее барыши, но на частый оборот капитала. Зная немного страну, я высказываю только свое мнение. В одной из последних статей я говорил уже о торговле дровами. Не погрешил я против истины; местные жители очень хорошо уверены в справедливости моего описания, громадное количество вербовых и осокоровых дров гниет, не принося никакой пользы владельцам, – морские прибрежья страшно нуждаются в топливе, а никто не решается рискнуть капиталом, где можно ручаться за 30%. Прорываются иногда евреи и доставляют дрова в Одессу, но это народ бедный, который занимается самой ничтожной коммерцией. Впрочем я готов сообщить и подробности, и считаю обязанностью сказать для тех, кто вздумал бы серьезно заняться этим делом: что надо поехать на прибрежья и рассмотреть все хорошенько. Можете быть первоначальное устройство потребуете затраты небольшого капитала, можете быть нужно приобресть барки для сплава дров до Херсона, – это предпринимателю лучше известно. Относительно барок, их можно ежегодно покупать в Кичкасе, Александровне, Благовещенске, Каменке и Каховке. Несмотря на предлагаемое устройство железной дороги от Одессы к Киеву, дрова не будут никогда в Одессе очень дешевы, так что торговец днепровскими дровами во всяком случае выдержите конкуренцию с продавцами крымских, константинопольских и маяцких, пока не установится по Днепру правильное судоходство, чего по крайней мере трудно ожидать при настоящем порядке вещей. Наконец пусть днепровские дрова сделаются и дешевле чем теперь, но для этого нужно пять, шесть лете, и все таки, днепровские осокор, верба и даже толстая лоза – будут охотно раскуплены в Одессе. Если голос мой не будете гласом вопиющего в пустыне, и кто-нибудь займется этой торговлей, тогда это сделается новою отраслью доходов для компании, потому что от Херсона до Одессы дров иначе нельзя доставить, как с помощью пароходов. И все таки, я прихожу к тому заключению, что пароходному обществу, кроме хорошего дивиденда, предстоите еще благородное дело – пробуждение промышленных сил края, если не из любви к согражданам, то? по крайней мере? в благодарность за участье правительства в компанейских интересах. Предел моих настоящих статей не дозволяете распространяться об этом предмете, да и каждому очень хорошо известно какая могучая инициатива заключается в паровых сообщениях, как водяных, так и сухопутных. |
|
Close |